Медицинский центр Мавекс Медицина

Направления

Статьи

Интересные новости

Все интересные новости

КАК ВИДИТ МИР НОВОРОЖДЕННЫЙ

 Уже в первые недели жизни младенцы обнаруживают неодинаковое отношение к зрительным стимулам. Определено, что малыши пяти-семидневного возраста чаще и дольше смотрят на предметы более сложной формы, предпочитая сложные и объемные фигуры. То есть, новорожденный готов к восприятию человека-матери.

Оказывается, малыши не только умеют воспринимать звуки, но и различают их по высоте. Особую чувствительность они проявляют к звукам человеческой речи.

Что самое удивительное, - младенцы предпочитают осмысленную связную речь набору бессмысленных слогов, а прослушивание своего собственного голоса, записанного на пленку, способно их успокоить, даже если они перед этим неудержимо плакали.

Итак, взрослые при уходе за младенцем имеют дело не с существом, которое ничего не знает и не умеет, подрастая, словно растение при хорошем уходе, а с чем-то гораздо более сложным, - внутренне организованным, одаренным спонтанной активностью.

При изучении простейших игр взрослого с малышом младше 4-х месяцев было обнаружено, что ребенок участвует в них с помощью взгляда. Он то смотрит па взрослого, показывающего "козу" или делающего "ладушки", то отводит взгляд в сторону, а затем снова устремляет его в лицо взрослого и этим помогает определить темп и ритм движений и действий старшего партнера.

После 4-х месяцев младенцы регулируют взаимодействия не только взглядом, но и жестами. Опыты американского психолога У. Копдопа обнаружили способность новорожденного уже в первый день жизни двигаться в такт с речью взрослого, наподобие тому, как это делают взрослые слушатели. Любопытны кинозаписи движений головы у глядящих друг па друга трехмесячного ребенка и взрослого: движения матери и младенца - это очень точно сочетающиеся взаимные приближения и отступления, составляющие как бы своеобразный "вальс". Это поразительно тонкое и точное совпадение их жестов, стройная гармония взаимодействия, конечно, не осознается не только ребенком, но и его старшим партнером. Да и психологу она открылась лишь благодаря сложной математической обработке и анализу с помощью специальных технических средств.

Для чего же нужны все эти сложные возможности и способности новорожденному, если он ведет такой простой, казалось бы, "образ жизни"?

Все, чем располагает ребенок, необходимо ему для выживания. Без взрослого младенцу не удастся этого сделать.